Каталог
Мыловарение из основы для начинающих. Обзор компонентов

Эта статья поможет начинающему мыловару выбрать основные ингрединеты для варки мыла из основы, а так же даст ответы на ряд некоторых самых насущных вопросов.

"Что мне нужно, чтобы начать варить мыло?"
Этот вопрос мы слышим каждый день, поэтому решили написать небольшую обзорную статью.

Основной перечень ингредиентов для мыловарения выглядит так:

1. Мыльная основа
2. Красители
3. Базовые масла
3. Формы для мыла
4. Аромат мыла
5. Инструменты
6. Водорастворимая бумага
8. Дополнения
7. Упаковка

Мыльная основа

Мыльная основа - это уже готовое мыло, а точнее мыльный полуфабрикат, не имеющий цвета и аромата. Состав мыльных основ различных производителей примерно одинаков: вода, глицерин, смесь ПАВов и жирные масла (разница лишь в поставщике сырья и пропорциях рецептуры). 

Правила работы с основой для мыла: 
1. Порезать на небольшие кусочки.
2. Расплавить на водяной бане или в микроволновой печи.
3. Добавить краситель, аромат и прочие выбранные добавки.
4. Залить в форму.
5. Дать мылу застыть.

Помимо этого стоит соблюдать следующие рекомендации:
1. Не доводить основу до кипения.
2. Избегайть многократного переплавления мыльной основы (в результате она теряет мылкость, а на поверхности готового мыла могут появиться мелкие маслянистые капли, который испортят его внешний вид). 
3. Все добавки (будь то масла, глины, сухоцвета и пр.) вводить в небольшом количестве со знанием меры, так как они тоже могут существенно снизить мылкость.  

Виды мыльных основ:

  • твердые (белая, прозрачная, для свирлов, органическая, шампуневая и пр.)
  • кремообразная и желеобразная основ
  • жидкие основы для создания гелей для душа, шампуней, пены для ванн, средств для умывания и т.п.

 

При выборе мыльной основы мы руководствуемся несколькими основными параметрами: стоимость, отсутствие неприятного запаха, прозрачность (для прозрачной основы), мылкость, время застывания. Все основы, которые вы найдете в ассортименте нашего магазина прошли наш собственный отбор.

Долгое время на рынке мыльных основ была английская основа марки Crystal. Но в силу роста курсов валют ее стоимость существенно выросла и это не может не сказаться на кошельке мыловара и себестоимости готового мыла.
Преимущества: самая прозрачная из всех видов прозрачных основ (идеальна для создания мыла с водорастворимой бумагой), быстро застывает, не имеет выраженного химического запаха, всегда стабильное качество, высокое качество сырья и большой ассортимент в выборе подвидов (шампуневая, органическая, для свирлов, для мыла "с нуля" и пр.)
Минусы:
стоимость, некоторые подвиды дают не очень высокое пенообразование.

Российская основа марки Мылофф (MYLOFF) появилась на рынке в мае 2012 года. Благодаря постоянной работе над качеством продукции, через некоторое время она стала достойным конкурентом английской мыльной основе. Преимущества: приемлемая цена, пластичность, хорошее пенообразование и прозрачность, отсутствие запаха, многообразие видов (цветные основы, яблочная, овсяная, на масле какао и пр.)
Минусы: некоторые мыловары жаловались на чрезмерное усыхание готового мыла в процессе хранения.

Российская основа марки DA появилась последней из вышеперечисленных. На данный момент является самой популярной и продаваемой из всех.  В первую очередь, за счет более низкой стоимости, во-вторых, за счет хороших потребительских качеств.
Преимущества: приятная стоимость, стабильное качество, застывает дольше английской основы (есть время поработать над мелкими деталями), подходит для детского творчества.
Минусы: прозрачная основа немного уступает по прозрачности основам Crystal и Мылофф, в некоторых партиях улавливается легкий запах, но он легко перебивается отдушками. На данный момент выпускается только 2 вида: белая и прозрачная.

Пробуйте мыльные основы разных производителей и вы обязательно найдете своего фаворита!

Еще несколько фактов о мыльных основах:

  • белая основа отличается от прозрачной только одним компонентом - белым минеральным красителем, который называется Диоксид титана.
  • при добавлении красителей в прозрачную основу вы легко можете добиться яркого, сочного оттенка. В белой же основе яркого оттенка не получить: из-за присутствия диоксида титана мы добьемся лишь пастельных тонов.
  • чтобы создать матовое, но ярко окрашенное мыло, добавьте к прозрачной основе небольшой кусочек белой при растапливании. Таким образом вы сэкономите краситель и добьетесь нужного оттенка.
  • избыток красителя в мыльной основе может привести к окрашиванию мыльной пены, а нам это не нужно.
  • температура плавления мыльных основ колеблется от 50 до 75С (в зависимости от вида производителя).
  • в микроволновой печи основа плавится быстрее и равномернее.

Красители для мыла

Пищевые водорастворимые красители. Как правило, именно на них останавливают свой выбор начинающие мыловары: невысокая цена, большая градация оттенков и подсознательное восприятие (пищевые = самые безопасные и натуральные). Эти красители позволяют достичь ярких оттенков даже при небольшой дозировке, но у них есть один существенный нюанс - они мигрируют. Миграция - это перетекание красителя из слоя в слой. Такие красители так же нежелательно использовать в многоцветном мыле и послойной заливке, в мыле с  водорастворимой бумагой. Не оставляйте мыло, окрашенное пищевыми красителями на солнце, они не обладают светостойкостью и выгорают.
Преимущество: не замутняют прозрачную основу. Миграция может не только испортить, но и украсить ваше мыло (если удачно подобрать оттенки, переходящие друг в друга).  Прекрасно подходят для однотонного мыла, особенно, если в нем должны быть видны какие-либо включения.

Пигменты в глицерине (дисперсии в глицерине). Это мелкий минеральный порошок, тщательно перетертый с глицерином. Бывают стандартных оттенков, а так же неоновые. Пигменты стандартных оттенков (производство Франции)  используется в производстве практически всех наименований декоративной косметики. Иногда их еще называют дисперсиями пигмента или пигментыми пастами. Эти красители замутняют прозрачную основу, делают ее слегка матовой.
Преимущество: удобство в использовании, отсутствие миграции цветов, яркие естественные оттенки.


Неоновые пигменты в глицерине. При хорошей дозировке дают очень яркие, насыщенные и даже кислотные оттенки. При умеренном % ввода оттенки получаются нежными. Не мигрируют.

Набор прозрачных пигментных красителей Zenicolor. Это немигрирующие красители в виде пасты. В отличие от других пигментных красителей, они не замутняют прозрачную основу. Довольно экономичны в использовании. Для удобства смешивания оттенков в наборе имеется пластиковая карточка-линейка, а так же показаны варианты сочетаний оттенков.

  

Швейцарские пигментные пасты. Требуют предварительного растворения в воде в пропорции: 1 часть красителя на 20 частей воды. Очень экономичные и немигрирующие.

   

Пигменты в порошке. Перед применением такие пигменты необходимо перетереть с маслом или глицерином и  только потом добавлять в мыльную основу.  Основное неудобство заключается в том, что тщательно промешать пигмент в масле или глицерине очень сложно, и порошок с большой долей вероятности все равно осядет на дно мыла. Зато эти красители прекрасно походят для окрашивания губных помад.

Перламутры. Мы их просто обожаем и рекомендуем начинающему мыловару обзавестить хотя бы парочкой. Перламутр – это минеральный краситель (слюда) в виде порошка, который придаст мылу блеск, мерцание и волшебные переливы. Рекомендуем добавлять их в прозрачную основу, т.к. в белой они почти не заметны, а так же наносить на поверхность готового мыла с помощью кисточки или подушечки пальца (перламутры великолепно подчеркивают рельефы). Перламутры так же являются немигрирующими красителями.

Глиттеры. Глиттеры - это рассыпчатые декоративные блестки косметического качества. А если точнее - мелко нарубленная, металлизированная полиэтилентерефталатная пленка различных цветов. Как правило, глиттеры добавляются в прозрачную основу, предварительно окрашенную любым красителем. В белой основе их тоже видно, но не так хорошо. Подобно перламутрам, глиттеры придают блеск и мерцание мылу, но более явное и яркое.

Акриловые краски. Используйте их только с одной целью -  для раскрашивания мелких деталей на мыле (глазки, носики и пр. мелочи, которые просто невозможно залить мылом). Краски наносятся с помощью синтетической кисточки на поверхность готового мыла, их не нужно предварительно разводить водой.

 

Базовые масла
Базовые масла - это естественный концентрат витаминов и биологически активных веществ, полученный из натурального и растительного сырья, такого, как плодовые косточки, орехи,  семена и зерна. Они незаменимы в косметологии для ухода за кожей. Для чего мы их добавляем в мыло? Мыльная основа может оказывать подсушивающее действие на кожу рук, особенно если речь о коже тонкой и изначально сухой. Здесь на помощь нам приходят масла. Они оказыват смягчающее и регенерирующее действие, снижают эффект сухости.
  Важно соблюдать дозировку масел. Мы не рекомендуем добавлять более 1/2 чайной ложки на 100 г мыльной основы. Принцип "кашу маслом не испортишь" здесь не работает. Избыток масла = прощай мылкость. Помним, что главное предназначение мыла - смыть грязь, повышенная дозировка масла нивелирует эту функцию мыла.

О базовом масле важно знать еще и то, что оно замутняет прозрачную мыльную основу, причем существенно. Если выхотите залить безупречно прозрачный слой - не добавляйте в него масла вообще. Не замутняют мыльную основу только водорастворимые масла.
Твердые масла (ши, какао, манго) образуют на поверхности мыла налет.

Формы для мыла
Пластиковые формы. Многие начинающие мыловары думают, что эти формы одноразовые, но это не так :) Из пластиковой формы можно сделать очень много отливок, если эксплуатировать ее правильно. Извлечь мыло из пластиковой формы можно только после того, как оно полностью остынет. Процесс застывания может проходить как при комнатной температуре, так и в холодильнике. Не стоит убирать мыло в форме в морозилку, так как из-за резких перепадов температур пластик может треснуть. Перед извлечение мыла сделайте "массаж" стенкам формы, либо слегка потяните за боковины, аккуратно расширяя их. После того, как в стенки формы попадет воздух, надавите на ее верхушку, после этих несложных манипуляций мыло "выпрыгнет". Для удобства использования пластиковых форм есть специальные платформы. Стоимость таких форм - 60 р.

Силиконовые формы. Для мыловарения мы с успехом используем силиконовые формы для выпечки. Из таких форм можно без труда извлечь еще теплое мыло, ведь формы выворачиваются "как перчатки". Обратите так же внимание на силиконовые формочки для льда - в них можно делать мелкие отливки для дальнейшего вплавления в мыло, а так же сливать остатки основы, которая оказалась лишней. Дизайн форм разнообразен, но более примитивен, чем дизайн пластиковых форм и тем более дизайнерских силиконовых. Цена таких форм колеблется от 35 р. до 150 р.

Дизайнерские силиконовые 2D и 3D формы. Это самые дорогие формы, но мыло в них получается самое-самое! О нем часто говорят - "таким мылом жалко пользоваться" :) Формы выполнены из очень мягкого и эластичного силикона, который безупречно передает все мельчайшие и подробнейшие детали. Даже однотонные отливки из них смотрятся очень эффектно, а сложность рельефов удивляет.

Аромат мыла: отдушки и эфирные масла
Любой косметический продукт – будь то мыло, крем или шампунь - представить себе без ароматного эстетического компонента довольно сложно.
Отдушка - это сложная смесь синтетических и полусинтетических композиций. Выбор ароматов настолько велик и многогранен, что в его многообразии легко растеряться. Цветочные, ягодные, фруктовые ароматы, реплики парфюмов, ароматы с нотами выпечки...
В выборе и дозировке отдушек стоит ориентироваться на свои собственные обонятельные предпочтения. Средняя дозировка отдушки на 100 г мыльной основы - 10 капель. Но некоторые мыловары добавляют 4-5 и считают это достаточным, а для некоторых 15-20ти мало. Важно помнить и знать, что дозировка зависит так же и от интенсивности самого аромата: нежных добавляем больше, ярких - меньше. 
Некоторые отдушки имеют свойство со временем темнеть в мыле. Это обусловлено присутствующей в составе натуральной ванили и относится, предже всего, к ароматам, имитирующим выпечку, шоколад и саму ваниль. Ароматы настолько вкусны и восхитительны, что удержаться от их применения в мыле невозможно. А с потемнением мыла можно легко справиться, если добавить в основу вкупе с отдушкой Стабилизатор ванили, который так же можно найти в нашем магазине. Еще один вариант - использовать коричневый краитель, тогда эффект потемнения точно не страшен :)
Эфирные масла, в отличие от отдушек, натуральны. Но при этом их аромат в мыле менее долговечен, так как эфиры по природе летучи, в особенности цитрусовые. Закрепить аромат эфирных масел в мыле можно с помощью Фиксатора аромата, либо использовать их в сочетании. Наример, все известное сочетание апельсина и корицы или лаванды и мяты. Здесь целое поле для экспериментов и возможность немножко почувствовать себя парфюмером. Отличными закрепителями аромата являются пряные масла (например, корица и чабрец), используйте их в своих композициях с другими маслами. Дозировка эфирных масел на 100 г мыла, как правило, составляет 10-12 капель. 
Не путайте эфирные масла с базовыми, которые добавляются в мыло только для уходового эффекта и не имеют запаха.

Важно! Как отдушки, так и эфирные масла должны храниться в темной стеклянной таре. Отдушки, могут храниться таким образом до 2 лет. Срок "жизни" отдушек в пластиковой таре сокращается до 3-х месяцев. При более продолжительном хранении в пластике отдушки могут стать причиной аллергии, вызвать раздражение.

Инструменты
Для плавления мыльной основы подойдут любые термостойкие емкости, способные выдержать нагрев в микроволновой печи или на водяной бане. Замечательно и очень удобно, если эти емкости будут иметь носик. В нашем магазине есть специальные пластиковые емкости для плавления мыльной основы, стеклянные термостойкие стаканчики на 50 (удобны для плавления небольшого количества мыльной основы) и 250 мл, а так же  керамические кружки.

Незаменимый помощник в мыловарении - это спирт, или жидкость для удаления пузырьков. Спирт "склеивает" мыльные слои, а так же является хорошим пеногасителем. Понадобится и распылитель - флакон-спрей на 30, 50 либо 150 мл.

Для перемешивания мыльной основы можно использовать деревянные палочки для суши (перемешивать удобнее тупым концом), но удобнее всего - стеклянные палочки (легко моются, не впитывают красители и ароматизаторы).
Для заливки мелких деталей используйте пипетки объемом 3 мл. Во время заливки держите под рукой стакан с горячей водой для промывки пипетки сразу после ее использования.

Водорастворимая бумага
Водорастворимая бумага используется для вплавления изображений (картинок, пожеланий, фотографий) в мыло. Изображения предварительно распечатываются строго на цветном лазерном принтере. Струйный принтер для этой цели не подойдет - все изображения в мыле расплывутся уже через неделю. О технике вплавления водорастворимой бумаги в мыло читайте здесь.

Дополнения
Речь о скрабящих добавках, сухоцветах, глинах, ментоле и прочих натуральных компонентах, которыми можно украсить мыло и придать ему полезные свойства.
В качестве скраба используйте молотые косточки орехов, сухой спитый кофе, порошок пемзы (в мыле для пяточек), специальные полиэтиленовые гранулы. 

Сухоцветы выполняют скорее декоративню функцию и красиво смотрятся в прозрачной мыльной основе. Некоторые из них, например, лепестки роз, со временем окрашивают мыльную основу в коричневато-зеленый цвет. 
Помните, что все добавки в мыло необходимо вводить в сухом виде, никаких отваров и настоев трав, если только они не в виде спиртового или масляного настоя. Дозировка этих добавок - не более 1 ч.ложки

Упаковка
Упаковка не менее важна, чем сам продукт. Вариаций на тему "как упаковать мыло" может быть множество:

  • цветные прозрачые пакетики с клейкой полосой
  • плетеные корзиночки + бумажный наполнителем
  • крафт пакеты, украшенные тематическими наклейками
  • пластиковые коробочки и пр.

Упаковка для мыла нужна и важна. Помимо эстетического вида, она оберегает мыло от усыхания и потери влаги.

 Успехов в мыловарении!